Freetrack

Система моніторингу

Контроль за расходом топлива

Одним из базовых сервисов, предоставляемых FreeTrack (и наверное самый популярным среди наших клиентов) является услуга - gps контроль топлива транспорта.

Нецелевой перерасход горючего - серьезная проблема транспортного бизнеса в Украине. Грузовые и пассажирские перевозки, строительные компании, сельскохозяйственные предприятия, логистические компании нуждаются в системах мониторинга транспорта и контроле топлива. Для таких организаций издержки на горюче-смазочные материалы - базовые показатели рентабельности. Например, около 50% расходов на содержание общественного транспорта или спец-техники приходится на топливо.

До появления систем учета топлива, львиная доля транспортных организаций пыталась управлять издержками с помощью двух основных схем:

- создавая собственные заправочные станции

- заключая партнерские соглашений с сетями АЗС, для расчёта за топливо карточками или талонам.

К тому же руководство прибегало к составлению громоздких таблиц норм потребления бензина каждой моделью транспортного средства. Однако, в конечном результате организация получала приблизительную информацию, что не гарантировало полного учета расхода топлива транспортом. В то же время, "предприимчивым" водителям оставалось много возможностей подзаработать:

  • несанкционированные "сливы" топлива
  • изменение маршрута в собственных целях
  • продажи «налево» топливных талонов

Поэтому с уверенностью скажем, что такие методы имели довольно сомнительную эффективность.

Установка систем контроля топлива в Украине

1. Подготовка

С начала проводится тщательное обследование топливного бака и выясняется размещения перегородок внутри. В случае работы с 2-мя емкостями проводится проверка и обеспечивается возможность блокировки перелива топлива между ними. В ряде случаев (в зависимости от модели и типа ТС) необходимо проводить демонтаж баков.

2. Монтаж

Максимально близко к центру бака просверливается отверстие, в которое монтируется датчик. Измерительная трубка устройства должно быть предварительно обрезана в соответствии с глубиной резервуара (минус 1.5 см). После этого протягиваются соединительные провода и ДРП подключается к gps-оборудования.

3. Тарировка

Завершающим этапом является тарирование топливной емкости, которая заключается в постепенном (порциями) наполнены баке топливом с параллельной фиксацией показателей каждого залива. Это длительная процедура (около 3 ч.), и требует специального оснащения.

Однако сегодня, надзор за потреблением топлива даёт руководителям рычаг для эффективного управления организацией. В режиме реального времени фиксировать где, сколько и когда была заправка машины, были ли сливы за конкретный промежуток времени. Также диспетчер получают показатели затрат горючего при определенной скорости и нагрузке машины с помощью видеонаблюдения за топливом.

  • Проточное оборудование учета бензина.
  • Проточные датчики устанавливаются в разрыв топливной системы и измеряют горючее потребленное двигателем.Преимущественно такие расходомеры используется на непрерывно действующих механизмах (дизель-генераторах, судовых двигателях и т.п.) или на строительной и сельскохозяйственной технике.

    Преимущества проточных измерительных приборов:

    - Точность показаний (вероятная погрешность составляет не более 1%);

    - Управление потреблением горючего, а не его количества в баке;

    - Возможность его использования локально без контроля данных он-лайн;

    - Не требует тарировки.

    Недостатки проточных датчиков:

    - Влияние на работу расходомера качестве горючего;

    - Необходимость частого технического обслуживания;

    - Установка и регулярная замена дополнительных фильтров;

    - Сложный процесс монтажа (некорректный монтаж может повлиять на работу агрегата);

    - Счетчик не дает никакой информации о заправках / сливах и остатках дизтоплива в баках.

    • Емкостный контроль топлива (ДУТ)
    • Емкостные датчики устанавливаются на топливную емкость (путем просверливания отверстия и погружения в дизтопливо измерительной трубки). Они фиксируют время и объем заправок или сливов, легко рассчитать расход за период. Данные по ДУТ считываются приборами GPS мониторинга и таким образом доступны в режиме онлайн, в любое время и в любом месте. Может работать на любом типе транспортного средства или техники.

      Преимущества емкостных приборов:

      - Простая установка, без вмешательства в работу топливного оборудования;

      - Самый распространенный способ отслеживания количества бензина;

      - Отображает объем реальных заправок / сливов / потребления;

      - Информация поступает в режиме реального времени, делает невозможным влияние на показатели оборудования неуполномоченных лиц;

      - Практически исключает сливы топлива объемом более 2-5 л.

      Недостатки емкостной системы:

      - Сравнительно высокая стоимость оборудования;

      - Сравнительно высокая стоимость и длительный процесс установки и тарирование (3 час.);

      - Ежемесячная абонентская плата за обслуживание (передача и хранение показателей);

      - Колебания топлива в баке (особенно это касается сельского хозяйства и строительной техники) нередко воспринимается системой как попытки слива;

      - Требует тарирования при изменении сорта горючего или серьезных изменениях метеорологических условий.

      • Ультразвуковой способ контроля уровня бензина
      • Принцип работы основан на ультразвуковом сигнале - антенна прибора посылает сигнал, который отражается от предельного уровня бензина. Возможен монтаж счетчиков, как внутри топливного резервуара (вверху или на дне), так и снаружи (под баком или газовым баллоном). Чаще всего применяется на газовых баллонах или цистернах при перевозке высокотоксичных или взрывоопасных веществ.

        Преимущества датчиков:

        - Простота монтажа;

        - Неизменимо высокая точность измерения;

        - Возможность повлиять на исправность средства учета - близки к 0.

        Недостатки:

        - Высокая стоимость оборудования;

        - Необходимость содержания датчика в чистоте (что приводит к необходимости систематической чистки прибора).

        • CAN система контроля топлива
        • Возможна для всех современных транспортных средств, где имеется CAN-шина (Controller Area Network) - комплекс цифровой связи автомобиля, что позволяет собирать данные от всех устройств, обмениваться информацией между ними, управлять ими. Специальный считыватель подключается к CAN-шины и в реальном времени с бортового компьютера авто снимает показатели уровня топлива.

          Преимущества CAN-считыватель:

          - Относительная простота монтажа;

          - Кроме информации об уровне и расходах топлив получить дополнительные данные (обороты двигателя, нагрузки на двигатель, работа педали тормоза, температура в салоне, температура охлаждающей жидкости и т.д.).

          Недостатки CAN-комплектов:

          - Не все автопроизводители дают информацию о топливе в открытый доступ по CAN;

          - В случае нового автомобиля показатели достаточно точны, но со временем могут существенно отличаться от фактических;

          - Перепрограммирование бортового компьютера может влиять на показания.

        FreeTrack успешно работает с оборудованием для измерения уровня топлива от ведущих европейских и отечественных производителей. По нашему мнению, в реалии Украины, на сегодня, идеальным является сочетание вариантов 2 и 4 - установка оборудования мониторинга (BI 920) в сочетании с ДУТ (IGLA / RCS) и CAN-считыватель. Самым распространенным среди наших клиентов есть вариант 2 (установка оборудования мониторинга (BI 820) в сочетании с ДУТ (IGLA / RCS). Монтаж производится непосредственно нашим техническим персоналом на высоком профессиональном уровне и в кратчайшие сроки.

        В завершение отметим, что по нашим обобщенными наблюдениям применения системы GPS-мониторинга FreeTrack приводит к снижению затрат на горюче-смазочные материалы на 30%. А средства вложены в оборудование окупаются в течение 1-4 месяцев.