Freetrack

Система моніторингу

Контроль за расходом топлива

Одним из базовых сервисов, предоставляемых FreeTrack (и наверное самый популярным среди наших клиентов) является услуга - gps контроль топлива.

Нецелевой перерасход горючего - серьезная проблема транспортного бизнеса в Украине. Грузовые и пассажирские перевозки, строительные компании, сельскохозяйственные предприятия, логистические компании нуждаются в системах мониторинга транспорта и контроле топлива. Для таких организаций издержки на горюче-смазочные материалы - базовые показатели рентабельности. Например, около 50% расходов на содержание общественного транспорта или спец-техники приходится на топливо.

До появления систем контроля расхода топлива, львиная доля транспортных организаций пыталась контролировать издержки с помощью двух основных схем:

- создавая собственные заправочные станции

- заключая партнерские соглашений с сетями АЗС, для расчёта за топливо карточками или талонам.

К тому же руководство прибегало к составлению громоздких таблиц норм потребления бензина каждой моделью транспортного средства. Однако, в конечном результате организация получала приблизительную информацию, что не давало полного контроля расхода топлива транспортом. В то же время, "предприимчивым" водителям оставалось много возможностей подзаработать:

  • несанкционированные "сливы" топлива
  • изменение маршрута в собственных целях
  • продажи «налево» топливных талонов

Поэтому с уверенностью можно сказать, что такие методы имели довольно сомнительную эффективность.

Однако сегодня, система контроля расхода топлива и мониторинга транспорта даёт руководителям систему для эффективного управления организацией. В режиме реального времени фиксировать где, сколько и когда было залито топлива в бак, были ли сливы за конкретный промежуток времени. Также диспетчер получает данные затрат горючего при определенной скорости и нагрузке машины с помощью систем видеонаблюдения за топливом.

Для таких задач ведущими производителями были созданы различные системы контроля расхода топлива, которые устанавливаются на топливные баки, топливный трубопровод или подсоединяются к бортовому компьютеру транспортного средства. Каждый тип имеет свои преимущества и свои недостатки, которые следует кратко рассмотреть.

  • Проточная система контроля топлива.
  • Проточные датчики устанавливаются в разрыв топливной системы и измеряют горючее потребленное двигателем, а на не его объем в баку.Преимущественно такие расходомеры используется на непрерывно действующих механизмах (дизель-генераторах, судовых двигателях и т.п.) или на строительной и сельскохозяйственной технике.

    Преимущества проточных измерительных приборов:

    - Точность показаний (вероятная погрешность составляет не более 1%);

    - Контроль потребления топлива, а не его количества в баке;

    - Возможность его использования локально без контроля данных он-лайн;

    - Не требует тарировки.

    Недостатки проточных датчиков:

    - Влияние на работу расходомера качестве горючего;

    - Необходимость частого технического обслуживания;

    - Установка и регулярная замена дополнительных фильтров;

    - Сложный процесс монтажа (некорректный монтаж может повлиять на работу агрегата);

    - Счетчик не дает никакой информации о заправках / сливах и остатках дизтоплива в баках.

    • Емкостная система контроля топлива (ДУТ)
    • Емкостные датчики устанавливаются на топливный бак (путем просверливания отверстия и погружения в дизтопливо измерительной трубки). Они фиксируют место, время и объем заправок или сливов, можно рассчитывать расход топлива за период. Данные по ДУТ считываются отдельно установленным устройством GPS мониторинга и таким образом доступны в режиме онлайн, в любое время и в любом месте. Может работать на любом типе транспортного средства или техники.

      Преимущества емкостных приборов:

      - Простая установка, без вмешательства в работу топливной системы;

      - Самая распространенная система отслеживания расхода топлива;

      - Отображает объем реальных заправок / сливов / потребления;

      - Данные получаются в режиме реального времени, делает невозможным влияние на показатели оборудования неуполномоченных лиц;

      - Практически исключает сливы топлива объемом более 2-5 л.

      Недостатки емкостной системы:

      - Сравнительно высокая стоимость оборудования;

      - Сравнительно высокая стоимость и длительный процесс установки и тарирование (3 час.);

      - Ежемесячная абонентская плата за обслуживание системы (передача и хранение данных);

      - Колебания топлива в баке (особенно это касается сельского хозяйства и строительной техники) нередко воспринимается системой как попытки слива;

      - Требует тарирования при изменении сорта горючего или серьезных изменениях метеорологических условий.

      • Ультразвуковая система контроля уровня топлива
      • Принцип работы основан на ультразвуковом сигнале - антенна прибора посылает сигнал, который отражается от предельного уровня топлива в баке. Возможен монтаж такого прибора, как внутри топливного резервуара (вверху или на дне), так и снаружи (под баком или газовым баллоном). Чаще всего применяется на газовых баллонах или цистернах при перевозке высокотоксичных или взрывоопасных веществ.

        Преимущества ультразвуковых датчиков:

        - Простота монтажа;

        - Неизменимо высокая точность измерения;

        - Возможность повлиять на данные такого прибора близки к 0.

        Недостатки ультразвуковой системы:

        - Высокая стоимость оборудования;

        - Необходимость содержания датчика в чистоте (что приводит к необходимости систематической чистки прибора).

        • CAN система контроля топлива
        • Такая система возможна для всех современных транспортных средств, где имеется CAN-шина (Controller Area Network) - система цифровой связи и управления устройствами автомобиля, что позволяет собирать данные от всех устройств, обмениваться информацией между ними, управлять ими. Специальный считыватель подключается к CAN-шины и в реальном времени с бортового компьютера авто снимает данные о расходах и уровень топлива.

          Преимущества CAN-считыватель:

          - Относительная простота монтажа;

          - Кроме данных об уровне и расходах топлива можно получить дополнительные данные (обороты двигателя, нагрузки на двигатель, работа педали тормоза, температура в салоне, температура охлаждающей жидкости и т.д.).

          Недостатки CAN-системы:

          - Не все автопроизводители дают информацию о топливе в открытый доступ по CAN;

          - В случае нового автомобиля показатели достаточно точны, но со временем могут существенно отличаться от фактических;

          - Перепрограммирование бортового компьютера может влиять на показания.

        FreeTrack успешно работает с оборудованием для измерения уровня топлива от ведущих европейских и отечественных производителей. По нашему мнению, в реалии Украины, на сегодня, идеальным является сочетание вариантов 2 и 4 - установка оборудования мониторинга (BI 920) в сочетании с ДУТ (IGLA / RCS) и CAN-считыватель. Самым распространенным среди наших клиентов есть вариант 2 (установка оборудования мониторинга (BI 820) в сочетании с ДУТ (IGLA / RCS). Монтаж производится непосредственно нашим техническим персоналом на высоком профессиональном уровне и в кратчайшие сроки.

        В завершение отметим, что по нашим обобщенными наблюдениям применения системы GPS-мониторинга FreeTrack приводит к снижению расходов на горюче-смазочные материалы на 30%. А средства вложены в реализацию этой системы контроля окупаются в течение 1-4 мисяцев.