Одним из базовых сервисов, предоставляемых FreeTrack (и наверное самый популярным среди наших клиентов) является услуга - gps контроль топлива транспорта.
Нецелевой перерасход горючего - серьезная проблема транспортного бизнеса в Украине. Грузовые и пассажирские перевозки, строительные компании, сельскохозяйственные предприятия, логистические компании нуждаются в системах мониторинга транспорта и контроле топлива. Для таких организаций издержки на горюче-смазочные материалы - базовые показатели рентабельности. Например, около 50% расходов на содержание общественного транспорта или спец-техники приходится на топливо.
До появления систем учета топлива, львиная доля транспортных организаций пыталась управлять издержками с помощью двух основных схем:
- создавая собственные заправочные станции
- заключая партнерские соглашений с сетями АЗС, для расчёта за топливо карточками или талонам.
К тому же руководство прибегало к составлению громоздких таблиц норм потребления бензина каждой моделью транспортного средства. Однако, в конечном результате организация получала приблизительную информацию, что не гарантировало полного учета расхода топлива транспортом. В то же время, "предприимчивым" водителям оставалось много возможностей подзаработать:
- несанкционированные "сливы" топлива
- изменение маршрута в собственных целях
- продажи «налево» топливных талонов
Поэтому с уверенностью скажем, что такие методы имели довольно сомнительную эффективность.
Установка систем контроля топлива в Украине
1. ПодготовкаС начала проводится тщательное обследование топливного бака и выясняется размещения перегородок внутри. В случае работы с 2-мя емкостями проводится проверка и обеспечивается возможность блокировки перелива топлива между ними. В ряде случаев (в зависимости от модели и типа ТС) необходимо проводить демонтаж баков.
2. МонтажМаксимально близко к центру бака просверливается отверстие, в которое монтируется датчик. Измерительная трубка устройства должно быть предварительно обрезана в соответствии с глубиной резервуара (минус 1.5 см). После этого протягиваются соединительные провода и ДРП подключается к gps-оборудования.
3. ТарировкаЗавершающим этапом является тарирование топливной емкости, которая заключается в постепенном (порциями) наполнены баке топливом с параллельной фиксацией показателей каждого залива. Это длительная процедура (около 3 ч.), и требует специального оснащения.
Однако сегодня, надзор за потреблением топлива даёт руководителям рычаг для эффективного управления организацией. В режиме реального времени фиксировать где, сколько и когда была заправка машины, были ли сливы за конкретный промежуток времени. Также диспетчер получают показатели затрат горючего при определенной скорости и нагрузке машины с помощью видеонаблюдения за топливом.
- Проточное оборудование учета бензина.
- Емкостный контроль топлива (ДУТ)
- Ультразвуковой способ контроля уровня бензина
- CAN система контроля топлива
Проточные датчики устанавливаются в разрыв топливной системы и измеряют горючее потребленное двигателем.Преимущественно такие расходомеры используется на непрерывно действующих механизмах (дизель-генераторах, судовых двигателях и т.п.) или на строительной и сельскохозяйственной технике.
Преимущества проточных измерительных приборов:
- Точность показаний (вероятная погрешность составляет не более 1%);
- Управление потреблением горючего, а не его количества в баке;
- Возможность его использования локально без контроля данных он-лайн;
- Не требует тарировки.
Недостатки проточных датчиков:
- Влияние на работу расходомера качестве горючего;
- Необходимость частого технического обслуживания;
- Установка и регулярная замена дополнительных фильтров;
- Сложный процесс монтажа (некорректный монтаж может повлиять на работу агрегата);
- Счетчик не дает никакой информации о заправках / сливах и остатках дизтоплива в баках.
Емкостные датчики устанавливаются на топливную емкость (путем просверливания отверстия и погружения в дизтопливо измерительной трубки). Они фиксируют время и объем заправок или сливов, легко рассчитать расход за период. Данные по ДУТ считываются приборами GPS мониторинга и таким образом доступны в режиме онлайн, в любое время и в любом месте. Может работать на любом типе транспортного средства или техники.
Преимущества емкостных приборов:
- Простая установка, без вмешательства в работу топливного оборудования;
- Самый распространенный способ отслеживания количества бензина;
- Отображает объем реальных заправок / сливов / потребления;
- Информация поступает в режиме реального времени, делает невозможным влияние на показатели оборудования неуполномоченных лиц;
- Практически исключает сливы топлива объемом более 2-5 л.
Недостатки емкостной системы:
- Сравнительно высокая стоимость оборудования;
- Сравнительно высокая стоимость и длительный процесс установки и тарирование (3 час.);
- Ежемесячная абонентская плата за обслуживание (передача и хранение показателей);
- Колебания топлива в баке (особенно это касается сельского хозяйства и строительной техники) нередко воспринимается системой как попытки слива;
- Требует тарирования при изменении сорта горючего или серьезных изменениях метеорологических условий.
Принцип работы основан на ультразвуковом сигнале - антенна прибора посылает сигнал, который отражается от предельного уровня бензина. Возможен монтаж счетчиков, как внутри топливного резервуара (вверху или на дне), так и снаружи (под баком или газовым баллоном). Чаще всего применяется на газовых баллонах или цистернах при перевозке высокотоксичных или взрывоопасных веществ.
Преимущества датчиков:
- Простота монтажа;
- Неизменимо высокая точность измерения;
- Возможность повлиять на исправность средства учета - близки к 0.
Недостатки:
- Высокая стоимость оборудования;
- Необходимость содержания датчика в чистоте (что приводит к необходимости систематической чистки прибора).
Возможна для всех современных транспортных средств, где имеется CAN-шина (Controller Area Network) - комплекс цифровой связи автомобиля, что позволяет собирать данные от всех устройств, обмениваться информацией между ними, управлять ими. Специальный считыватель подключается к CAN-шины и в реальном времени с бортового компьютера авто снимает показатели уровня топлива.
Преимущества CAN-считыватель:
- Относительная простота монтажа;
- Кроме информации об уровне и расходах топлив получить дополнительные данные (обороты двигателя, нагрузки на двигатель, работа педали тормоза, температура в салоне, температура охлаждающей жидкости и т.д.).
Недостатки CAN-комплектов:
- Не все автопроизводители дают информацию о топливе в открытый доступ по CAN;
- В случае нового автомобиля показатели достаточно точны, но со временем могут существенно отличаться от фактических;
- Перепрограммирование бортового компьютера может влиять на показания.
FreeTrack успешно работает с оборудованием для измерения уровня топлива от ведущих европейских и отечественных производителей. По нашему мнению, в реалии Украины, на сегодня, идеальным является сочетание вариантов 2 и 4 - установка оборудования мониторинга (BI 920) в сочетании с ДУТ (IGLA / RCS) и CAN-считыватель. Самым распространенным среди наших клиентов есть вариант 2 (установка оборудования мониторинга (BI 820) в сочетании с ДУТ (IGLA / RCS). Монтаж производится непосредственно нашим техническим персоналом на высоком профессиональном уровне и в кратчайшие сроки.
В завершение отметим, что по нашим обобщенными наблюдениям применения системы GPS-мониторинга FreeTrack приводит к снижению затрат на горюче-смазочные материалы на 30%. А средства вложены в оборудование окупаются в течение 1-4 месяцев.