Разработчиком одного из первых прототипов gps-навигатора был украинский ученый

Одним из  разработчиков практического воплощения поискового устройства – прообраза современного GPS-навигаторов – в 1979 году стал украинский ученый Владимир Салапатов, пишет газета “Экспресс“.

“Над разработкой программы определения точного местонахождения морских и воздушных судов отдельно работали ученые СССР, США, Канады и Франции, – говорит Владимир Салапатов, 70-летний декан факультета вычислительной техники, интеллектуальных и управляющих систем Черкасского национального университета. – Доклад, с которым я выступил на научной конференции в Киевской политехнике, заинтересовала представителей научно-исследовательского института “Радиоприбор”. Меня вместе с коллегами пригласили к участию в создании международной спутниковой поисково-спасательной системы “Коспас-Sarsat”.

Разработчиком одного из первых прототипов gps-навигатора был украинский ученыйВладимир Салапатов вместе с Владимиром Пустоваровым за два с половиной года разработали навигационную платформу, позволяющую быстро и оперативно определять координаты аварийного объекта. Самолеты и суда оборудовали радио-буями, которые в случае катастрофы включались и передавали сигнал “SOS” на спутник. Оттуда поступал на наземные станции и обрабатывался с помощью компьютеров. Программа работала по принципу эффекта Доплера: при удалении объекта от источника “частота” его сигнала уменьшалась, а при приближении, наоборот, росла. Для этого в московском “Радиоприбор” сделали проект специального компьютера и составили соответствующую систему команд для него. Во время его изготовления украинские ученые обнаружили и исправили некоторые ошибки.

Также выяснилось, что писать на ЭВМ ЕС-1060 программы в машинных кодах, которые состоят из двоичных чисел, было трудно и непродуктивно. Поэтому Владимир Салапатов создал кросс-систему, которая позволила использовать современную язык программирования. На ней, собственно, и подготовили навигационную платформу, которую запустили летом 1982 года. Она позволяла с помощью спутника определять координаты объекта с точностью до полутора сотен метров. В то же время в зарубежных аналогах, появившиеся на несколько месяцев позже, точность была в 20 раз хуже. “GPS-навигация работает по тому же принципу, – говорит Владимир Салапатов. – Но если в 1980-х годах подвижным объектом были воздушные и морские суда, то сегодня мы имеем совсем небольшие навигационные устройства “.

К слову, “Коспас-Sarsat” используют до сих пор. В США аварийные радиобуи обязательно берут с собой участники дальних экспедиций и путешественники, отправляющиеся в опасные экскурсии. Правда, сейчас эти приборы гораздо более совершенные и компактные по размерам, чем первые радиобуи.

Читайте подробнее: http://expres.ua/digest/2018/05/10/294187-radiobuya-gps-navigatora-naukovec-rozpoviv-stvoryuvalasya-revolyuciyna