Все о расходе топлива для автомобилей и спецтехники

Расход топлива – тема очень актуальная, особенно в условиях, когда все энергоносители стремительно дорожают. В нашей статье мы расскажем, как вычислить расход топлива, чтобы без ошибок вести хозяйственную деятельность. Знание нормативов помогает экономить.

Нормы расхода топлива для автомобилей различных типов были разработаны и сведены в один общий документ – приказ 43 министерства транспорта Украины (http://uazakon.com/big/text693/pg1.htm) еще в 1998 году. Нормы расхода топлива обычно рассчитываются с помощью специальных таблиц и приложений, которыми пользуются все без исключения предприятия.

Отметим, что впоследствии, в 2012 году, Министерством инфраструктуры в нормы были внесены изменения, регламентированные уже Приказом № 36 (с полным документом можно ознакомиться здесь: https://www.zakon-i-normativ.info/index.php/component/lica/?href=0&view=text&base=1&id=654028&menu=23223).

Это позволило осовременить нормы расхода топлива и смазочных материалов, сделать их более гибкими и приемлемыми. Статья содержит информацию, согласованную с вышеуказанными изменениями. Нормы расхода топлива предназначены для помощи владельцам транспортных средств – руководству предприятий – планировать расходы, решить, как  уменьшить расход бензина и других горюче-смазочных материалов. Нормативы позволяют правильно, четко вести отчетность. Образец приказа о нормах расхода топлива можно посмотреть здесь: http://www.buh-galter.info/2016-zrazok-nakazu-pro-zatverdzhennya-norm-vitrat-paliva.html.

Как определяются расходы топлива автомобилей?

Нормируются расход топлива для автомобилей с учетом допустимого количества использования топлива, условий эксплуатации машин. Для этого используют линейные нормы, присущие тому или иному автомобилю, согласно с его модификацией (моделью). Действует система нормативов с коэффициентами корректировки, чтобы правильно рассчитать степень выполненной транспортом работы.

При этом принимаются во внимание погодные (климатические) условия, дорожные особенности функционирования автомобилей. Вместе с тем, когда уже определен нормированный расход топлива, количество использованных смазочных материалов рассчитывается согласно принципу пропорциональности между затратами топлива и нормативами.

норми витрат пального

Стоит посчитать километраж, применить калькулятор топлива. Калькулятор горючего – очень действенный инструмент, призванный помогать справиться с тяжелым, на первый взгляд, подсчетом. Подведение возможного расхода с помощью такого инструмента дает показатель расхода топлива на 100 км пробега.

Итак, расход топлива – это система расчетов при учете ГСМ по следующим критериям:

  • модификация транспорта, его технические особенности;
  • климатические (погодные) условия функционирования;
  • особенности дорожного покрытия.

Приказ 43. Ключевые моменты, о которых надо знать

Нормы расхода топлива в приказе 43 – свод основных принципов подсчета. К примеру, в четвертом разделе содержатся формулы для расчета нормы расхода топлива для различных транспортных средств – от легковых автомобилей до крупногабаритных автобусов, автомобилей с прицепами, самосвалов, спецтранспорта. Формулы существуют для автопоездов, фургонов, машин грузопассажирского назначения, тягачей седельного типа, которые являются составными автопоезда.

Нормативный расход топлива определяют, сопоставив линейные расходы топлива на 100 км пробега. Затем уже происходит коррекция показателя, определяющего расход топлива на 100 км, с учетом проделанной транспортом работы или дополнительной нагрузки с использованием другого оборудования. После этого цифра видоизменяется (повышается или снижается), в соответствии с условиями, в которых происходило функционирования машины. Условия следующие: качество дорожного покрытия, погодные условия, факторы, которые могли повлиять на эксплуатацию. Для изменения окончательной цифры, согласно вышеописанных условий, подаются специальные коэффициенты.

Приложения А и Б в Приказе министерства транспорта № 43

Приложения А и Б содержат таблицы, существенно дополненные.  Согласно им определена норма расхода топлива для каждой конкретной модели (или модификации) транспорта. В таблицах учтены транспортные средства, которые появились позже 1998 года, и которых не было в первоочередной редакции Приказа 43.

Это расширяет возможности определения нужного показателя для каждого из них.  Базовая норма расхода топливных материалов дается почти для всех видов машин на пробег каждой из них. Данные об автомобилях размещены в порядке алфавитной градации. К примеру, здесь легко можно найти нормы на крупногабаритный транспорт и на аккуратные, небольшие модели легкового типа.

После вступления в силу приказа № 36 диапазон упомянутых в таблицах транспортных средств существенно увеличился.

Изменения, которые были внесены

Кроме перечня машин, изменения коснулись норм использования топлива теми моделями, которые были в первоначальном документе, согласно более современным реалиям. В частности, были изменены отдельные пункты в части определений, более соответствующих современным.

  1. Пункт 1.3. Новая редакция предусматривает нормы регламентации работы бортовых, грузопассажирских автомобилей, фургонов. Здесь же – нормы для седельных тягачей в составе автопоезда. Указано: показатель рассчитывается для машин, которые выполняют работу, учитывающуюся в тонно-километрах.
  2. Пункт 1.4. В обновленном документе указано об определенности норм на одну тонну массы автопоездов со снаряжением, прицепов или полуприцепов.
  3. Пункт 1.5. Изменения касаются норм на осуществление маневрирования, разгрузки самосвала, автопоезда.
  4. Пункт 1.8. Нормирование работы автономных нагревателей.

Коснулись изменения, среди прочего, самих коэффициентов. Неизменным остался рекомендательный подход к расчетам этих коэффициентов. Знание норм, определенных приказом 43, существенно поможет в ведении хозяйства людям – искателям способов, как уменьшить расход топлива.

Нормы расхода топлива в сельском хозяйстве

Сельскохозяйственная техника – широкий круг средств технического характера, с помощью которых обеспечивается производительность труда человека на земле. С использованием техники происходит механизация и автоматизация многочисленных процессов. Среди таких средств:

  • тракторы;
  • комбайны;
  • сеялки;
  • подъемники различного типа, погрузчики.

Есть большой перечень технических средств, без которых аграрии не обходятся.  Сегодня нет ни одного нормативно-правового акта, предназначенного регламентировать нормы расхода топлива для тракторов или другой сельхозтехники. Сельхозпредприятия пользуются отдельно разработанными рекомендациями для вычисления и установления нормы расхода топлива на сельскохозяйственную технику.

витрати пального для спецтехніки

Помогают в подсчетах аграриям существующие нормы расхода топлива, определенные в технической документации на механизмы, используемые для работы. Действенными помощниками в расчете, определяющем нормы расхода топлива для тракторов МТЗ и других средств, стали «Нормы расходов горюче-смазочных материалов на работу дорожно-строительных и специальных машин» (http://www.uazakon.com/documents/date_71/pg_iywexj/index.htm) и ДБН В.2.8-12-2000 «Типовые нормы расхода топлива и смазочных материалов для эксплуатации техники в строительстве» (http://dbn.co.ua/load/normativy/dbn/1-1-0-214)

Нормы расхода топлива тракторов и других средств для сева, обработки, сбора урожая аграрии могут разрабатывать сами – закон Украины этого не запрещает. Кроме того, существует ряд методических положений относительно норм производительности сельхозтехники и расхода топлива, которые были разработаны Украинским научно-исследовательским институтом производительности АПК.

Среди этих рекомендаций можно найти нормы на обработку почвы, посев, посадку, уход за растениями, сбор сельхозпродукции, внесение удобрений, обработку от вредителей.  Нормы расхода ГСМ определяются в распорядительных документах каждого агропредприятия и не имеют единого определенного образца. Следовательно, нормы расхода топлива для тракторов определяются руководством сельхозпредприятия, предложенные ему согласно внутренним расчетам.

Нормы списания горючего

Нормы списания топлива – свод правил для отчетности предприятия, также регламентированный Приказом 43. Горюче-смазочные основном списывают, пользуясь данными путевых листов. Списание топлива на предприятии зависит от таких цифровых значений:

  • количество топлива, имеющееся в баке или баллонах по состоянию на начало рабочей смены или при выезде в рейс, которое показывают измерительные приборы;
  • объем заправленных горюче-смазочных в течение рейса или изменения;
  • остаточный объем топлива в конце смены или рейса.

В том случае, когда фактические расходы горючего значительно превышают норматив, в отчет приобщают стоимость израсходованного горючего, руководствуясь нормами Приказа № 43.

Дополнительное расходование топлива требует включения в отчеты:

  • акта о прохождении техосмотра транспортного средства;
  • информации о присоединении отдельных деталей или двигателей;
  • отчетов об использованных запчастях;
  • отчетов о примененных материалах разного порядка;
  • отчета об использовании, собственно, топлива.

При списании и отражении количества горюче-смазочных материалов в бухгалтерском учете, цифра фактической стоимости горючего полностью соотносится с нормой расхода. Если показатель использованного топлива существенно выше, чем норма, – это сигнал для выяснения обстоятельств, которые привели к перерасходу. Возможно, было допущено нецелевое использование транспортного средства (или самого топлива), что является злоупотреблением.

В таком случае руководство имеет все основания на компенсацию расходов возложенных на то или иное лицо, привлеченное в процессе работы. Списание топлива на предприятии происходит в том случае, если выдан соответствующий документ – приказ о списании топлива на предприятии. Образец можно посмотреть здесь: https://zkg.ua/nakaz-pro-spysannya-norm-palyva-zrazok-01-03-2012/. Без списания невозможно ведение общей отчетности предприятия, ведь в финансовом учете будет большой кассовый разрыв.

Экономия топлива на предприятиях

Зная нормы, определенные приказом № 43, нетрудно понять, как уменьшить расход дизеля или иного топливно-смазочного материала. Экономия топлива становится все более важной в условиях тотального подорожания всех без исключения энергетических ресурсов. К дополнительным расходам топлива могут привести следующие факторы:

  • попытки двигаться быстро при открытых окнах автомобиля;
  • перегрузки грузовых автомобилей (этого следует избегать вообще);
  • неоднократное резкое ускорение движения транспортного средства или торможение;
  • нарушение аэродинамики;
  • дополнительные устройства, которые не имеют отношения к назначению автомобиля (магнитолы, кондиционеры);
  • технические средства без соответствия с возможностями трансмиссии двигателя;
  • загрязнение фильтров.

Для того, чтобы экономно потреблять топливо, водитель должен тщательно следить за техническим состоянием автомобиля. На предприятиях, где машин различного типа – десятки, в результате вовремя проведенной очистки фильтров или ремонта можно сэкономить большие суммы средств.

Надеемся, что наша статья помогла читателю разобраться в вопросе нормы расхода топлива, процессе его списания и тому подобном. Зная основные принципы нормирования расхода топлива, можно его существенно сократить, что положительно отразится на всей хозяйственной деятельности как предприятий, так и частных владельцев автомобилей или фермеров.

Кроме того, правильное ведение отчетности в области списания горючего поможет предпринимателям и аграриям планировать не только расходы на топливо, но и дальнейшие закупки техники и оплату труда. Зная, какие суммы уходят на горючее и содержание хозяйства, можно легко вычислить возможности, вполне способные стать реальностью уже в ближайшем будущем. Ведь правильная отчетность – это контроль за всеми аспектами деятельности.