Тахографы: история внедрения

После Первой мировой войны в Европе наблюдалось чрезвычайно стремительное развитие грузовых автомобильных перевозок. Естественно, что этот процесс поставил перед владельцами многочисленных грузоперевозочных компаний проблему по контролю персонала (водителей) и процесса выполнения работы (перевозок). Так, в отличие от заводов и фабрик, у предприятия-перевозчика – средства производства и наемный персонал, практически в течение всего рабочего времени, находятся за пределами непосредственного контроля, и выяснить реальный объем и качество выполненных работ, в то время, было невозможно. В этих условиях возникла необходимость в бортовых контрольных устройствах, которые непрерывно, без участия человека, фиксировали бы полную хронологическую картину рабочего дня водителя и транспортного средства.

Эту идею удалось воплотить в жизнь часовым фирмам – которые создали прибор, осуществляющий непрерывную запись скорости автомобиля в функции текущего времени. То есть позволял определить время в пути и время стоянки (когда скорость равна нулю), оценить соблюдение скоростного режима движения, подсчитать пробег и продолжительность всего рабочего дня. Это контрольное устройство получило название – тахограф, что в дословном переводе с греческого означает – “устройство записи скорости”.

Первым прототипом современного тахографа принято считать самописец Джонса (Jones Recorder), появившийся в 1911 г. в Великобритании, усилиями компании Markt & Co. London Ltd. Этот прибор регистрировал передвижения и продолжительность пути в масштабах реального времени в течение 24 часов. В 20-х немецкие производители представили контрольное устройство, которое не только записывал, но и отражало движение транспортного средства в графическом варианте. В конце 1930-х в начале 1940-х гг владельцы транспортных компаний начали применять похожие аппараты для контроля расходов горючего.

Постепенно принцип работы и конструктивные решения тахографа менялись. Но на самом деле переломным моментом стало не конструктивное совершенствование, а изменение основной задачи этого прибора – а именно, безопасность дорожного движения. Поскольку наибольший ущерб компаниям перевозчикам наносили аварии с участием коммерческого транспорта, а самыми распространенными причины таких аварий являлись усталость водителя и превышение скорости.

В результате появилось “Европейское соглашение о работе экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки грузов и людей” (сокращенно ЕСТР), подписанное в 1970 году в Женеве, которое регулировало перечень требований к водителям (возраст, квалификацию, время работы и отдыха) и прописало обязательства контроля за соблюдением этих требований по средствам бортовых контрольных устройств.

Действующая на сегодня редакция соглашения обязывает устанавливать тахографы на весь автотранспорт, осуществляющий международные перевозки грузов и пассажиров с 24.04.1995. В ней подробно прописаны требования к самому тахографу, процессу его установки и настройки, а также процесс обслуживания и контроля данных собранных устройством. При не соблюдении этих требований в европейских странах предусмотрены штрафные взыскания с водителей и владельцев транспортных предприятий.
Украина присоединилась к соглашению ЕСТР 7 сентября 2005.

Обязательное применение тахографов в странах Евроунии дало самом деле ощутимые результаты:

  • Уменьшение количества дорожно-транспортных происшествий на 22%.
  • Снижение смертности при ДТП на 55%.
  • Увеличение безаварийного пробега в 2,5 раза.
  • Снижение расходов горюче-смазочных материалов на 15%.

Особенности функционирования тахографа

Тахограф – контрольное устройство предназначено для регистрации скорости, режима труда и отдыха водителей и членов экипажа (подробнее на вложенной схеме-графике), с обязательной функцией идентификации и аутентификации личности водителя, устанавливаемый на борту транспортного средства.

 Можно выделить два типа тахографов:

 – Аналоговые, фиксирующие данные на таходиск (сегодня практически утратили актуальность, поэтому мы не будем на них концентрировать внимание)

 – Цифровые, фиксируют данные на электронную карточку.

 “… все грузовые автомобили, используемые для международных перевозок в рамках положений ЕСТР, и первая регистрация которых состоялась после 16.06.2010, должны быть оборудованы цифровыми тахографами. Замена на аналоговый тахограф в транспортных средствах выпущенных после этой даты является нарушением … “

Подробнее о цифровых тахографах

Работа цифрового тахографа, как это следует из названия, базируется на цифровых носителях информации, данные (скорость, пройденный километраж, режимы, информация о допущенных ошибках) фиксируется в памяти устройства и на карте водителя. Эти данные записываются с импульсного датчика скорости расположенном в трансмиссии и приводится в действие в момент запуска двигателя.

Учитывая то, что использование тахографов предусмотрено, в первую очередь, для международных перевозок и контроль в разных странах, приборы имеют наднациональный интерфейс – пиктограммы, изображающие режимы управления в графическом варианте.

Процесс фиксация данных тахографом начинается с момента установления водителем идентификационной карточки в специальный слот устройства (перед началом движения), далее все процессы, связанные с регистрацией остановок и параметров движения, будут фиксироваться автоматически. По завершению рабочего времени стартовая процедура проводится в обратном порядке – вводится конечный пункт и вытянуть карту.

Кроме водительской электронной карты, в работе с тахографом применяются карточки предприятия, мастерских и контролерские. Соответственно каждый из этих типов карты получает доступ к той или иной функции (а также информации) тахографа.

Получить информацию с тахографа, с целью контроля, можно несколькими методами – с помощью распечатки. которая видается тахографом, просматривая данные на дисплее тахографа, после выгрузки данных на персональный компьютер с помощью специальных приложений, или путем удаленного считывания (подробнее здесь).

Чтобы получаемые данные были корректными, выгружать отчеты нужно не реже одного раза в месяц, к тому же компания-перевозчик обязана хранить эти отчеты в течение двух лет.

  Цифровые тахографы, согласно требованиям ЕСТР, необходимо регулярно калибровать:

  •  при установке на транспортное средство;
  • после ремонта устройства;
  • на плановой основе (раз в 2 года);
  • после ремонтов грузовика;
  • при повреждении контрольной пломбы на приборе.

Внутренняя память цифрового тахографа сохраняет, кроме режимов движения и остановки, ремонтных периодов и т.п., информацию обо всех манипуляциях с прибором.По этому любые попытки вмешательства в работу тахографа или корректировки информации не могут остаться незамеченными. За любые попытки несанкционированного доступа на ответственных лиц (водителя и предприятие) накладываются штрафные взыскания.

Проводить ремонт, калибровку, настройку и т.п. тахографа могут только сертифицированные сервисные учреждения, имеющего допуск ЕСТР.

Базовые правила работы с тахографом

  1. Эксплуатация водителями транспортных средств, в международных перевозках, без устройства, регистрирующего характеристики движения автомобиля запрещена. Как и выпуск на маршрут машины с неисправным устройством.
  2. Ответственность за несоблюдение вышеприведенного правила несет и физическое лицо, руководившее автомобилем (водитель), и юридическое лицо, владеющее транспортным средством.
  3. Передавать идентификационную электронную карточку водителя третьим лицам запрещено. Как и управлять с чужим идентификатором.
  4. Вмешательство в работу устройства запрещено – нарушеная пломба или выявления других фактов, свидетельствующих о попытках фальсификации данных, влечет наложение штрафа.
  5. Обязательное соблюдение режима труда / отдыха. Если в ходе проверки будут выявлены нарушения, ответственность будет нести водитель.
  6. По требованию сотрудников уполномоченных государственных служб следует обязательно предоставлять доступ к данным регистратора. Для обеспечения возможности немедленного предоставления информации во время рейса, в наличии должна быть термобумага для распечатки отчетов.
  7. Если устройство не работает, необходимо немедленно обратиться к сервисной учреждения.

Тахографы: методы дистанционного считывания

Как видно из вышеприведенного материала, процесс работы с цифровыми тахографами не является слишком сложным и не требует какой-то специальной подготовки водительского персонала и менеджмента, однако требует кропотливого соблюдения и контроля многочисленных предписаний и условий эксплуатации. Пожалуй, наиболее обременительными для транспортных предприятий являются требования ЕСТР об обязательном считывания данных с карт водителей (не реже одного раза в 28 календарных дней) и из памяти тахографов (не реже одного раза в 90 календарных дней). Тоесть первое требует регулярный контакт с водителем (или по крайней мере с его карточкой), что влечет за собой ряд осложнений – к примеру, водитель может быть в настоящее время в рейсе. А второе, требует перемещения транспортного средства к месту расположения офиса предприятия (или тех-перка или базовой стоянки), что приводит к отрыву ТС от производственного процесса, осложнению логистики и лишним затратам топлива.

Однако в нынешних условиях, высокой интенсивности транспортной отрасли, такая ситуации порождает многочисленные осложнения для работы водителя и управленческого персонала. Как следствие, благодаря современным технологиям, были разработаны методы дистанционного считывания данных с тахографов, что существенно упростило процесс соблюдения вышеприведенных требований ЕСТР, а также позволило получать и анализировать в режиме реального времени !!! реальную ситуацию с соблюдением режимов труда и отдыха в автопарке, выявлять нарушения, оптимизировать нагрузку на сотрудников, рационально распределять загрузку ТС, повышать трудовую дисциплину и дорожную безопасность.

Сейчас имеем два варианта удаленного считывания данных:

  • Применяя модели цифровых тахографов с GPRS-модемом, и соответственно, настроив автоматическую передачу данных, которие с помощью специального ПО будут раскодированы и проанализированы.
  • Или же, используя цифровой тахограф в сочетании с системой gps-мониторинга транспорта. Основное преимущество этого метода в том, что данные с тахографа и мониторинговые данные могут отображаться и параллельно обрабатываться в единой аналитической программе. Подробнее на FREETRACK™ Tacho
  • Важно отметить, что практический успех совмещения тахографа и спутникового контроля будет зависеть, в первую очередь, от возможностей системы мониторинга. Следует предварительно выяснить она поддерживает взаимодействие с конкретными моделями цифровых тахографов. Или в системе мониторинга реализовано удобная и понятная визуализация информации? Как и в каком формате будут обработаны отчеты о режимах труда и отдыха и другие параметры работы отслеживаемых объектов (маршруты, скоростные режимы, расход топлива и т.д.) И эта информация будет доступна в любое время в режиме онлайн.

В завершение, мы можем с уверенностью утверждать, что наша оналйн платформа FREETRACK™ полностью соответствует выше приведенным запросам и параметрам!